Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Ясперс началал свою академическую карьеру в качестве психолога, его профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 20-ых годов XX века. В дальнейшем работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики. В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причем акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.
Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.
Ясперс Карл Теодор
Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии.
Сегодня на Западе Ясперс является практически забытым мыслителем. Он не основал никакого конкретного философского направления, не имел учеников, а за пределами Германии его работы не стали предметом обширных дискуссий. Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что такие философы как Мартин Хайдеггер, Теодор Адорно и Георг Лукач, часто пренебрежительно отзывались о работах Ясперса.
Ясперс родился в Ольденбурге в 1883. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом. Он с ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние не его решение об изучении права в университете. Вскоре после поступления Ясперсу стало очевидно, что право ему не нравится, и в 1902 году он меняет специализацию, занявшись изучением медицины.
После окончания в 1909 году медицинского факультета, он начинает работу в психиатрической лучебнице Гейдельберга, где несколько лето до этого практиковал en:Emil Kraepelin. Ясперс не удовлетворен существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В 1913 году Ясперс получает временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность становится постоянной и он никогда не возвращается к практике в клинике.
В Гейдельберге Ясперс общается с Максом Вебером и его группой, куда входят Эрнст Блох, Эмиль Ласк, Георг Зиммель и Георг Лукач. Под влиянием Вебера складываются его политические взгляды - это либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами. На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокантианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. В это время звезда Канта начинает закатываться на германском философском небосклоне, начинает развиваться феноменология и философия жизни. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Ясперса становится желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта.
Еще большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на еврейке. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.
История - то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным.
Ясперс Карл Теодор
В 1937 году Ясперс был лишен звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма. В 1945 году он оказался среди немецких интеллектуалов, которые не были замечены в связях с нацистами, и начал играть большую роль в жизни общества.