Понятие органической системы находится на стыке трех способов философского мышления о целостности: диалектике, системного подхода и синергетики. В задачи настоящей статьи не входит решение вопроса о соотношении этих способов мышления. Мы лишь используем элементы системных и диалектических представлений, характеризуя различные свойства органических систем, а затем даем интерпретацию идеи органической системы в понятиях синергетики.
Для определения органической системы необходимо прежде всего отметить, что ее взаимодействие со средой происходит специфическим способом – она проявляет в той или иной форме активность по отношению к внешней среде. Причиной этой особенности органических систем является особенность их структуры: они имеют такую структуру, которая порождает внутренние силы в такой системе, позволяющие ей активно воздействовать на внешнюю среду.
В ходе взаимодействия органической системы с внешней средой происходит обмен веществом, энергией и информацией между ними. В этом отношении особенность органических систем состоит в том, что они получают из внешней среды не меньше ресурсов, чем отдают ей. В противном случае существование системы было бы невозможно, взаимодействие со средой просто разрушило бы ее, так же, как оно разрушает любые другие, неорганические системы.
Это означает, что способом существования органической системы является циклический процесс ее взаимодействия с внешней средой, круговорот. Органическая система получает ресурсы среды – вещество, энергию и информацию – из среды путем воздействия на нее, а взаимодействие есть не что иное, как затрата вещества, энергии и информации. Следовательно, органическая система может существовать только в той среде, которая обладает способностью отдавать органической системе больше ресурсов, чем получает от нее, так как часть получаемых системой ресурсов затрачивается на внутренние процессы. Таким образом, система в целом извлекает из среды ресурсы, необходимые для поддержания ее существования.
Поэтому объекты, являющиеся органическими системами, не могут быть поняты, если мы допустим такую идеализацию, как закрытая система, в которой действует закон возрастания энтропии: при этом было бы элиминировано именно то их свойство, которое определяет их специфику – способность к самовоспроизведению. Следовательно, существенным свойством органической системы является ее открытость. Иначе говоря, свойства среды должны быть такими, чтобы в ней существовала пусковая причинность, это – условие существования органической системы.
Как может образоваться объект как органическая система? Возникновение ее можно представить следующим образом. Любое событие является результатом действия какой-то причины при определенных условиях и в свою очередь является причиной другого события или ряда событий, то есть любое событие является звеном в цепи причинения. Но может существовать такое сочетания причин и условий, которые уже действовали ранее в этих же условиях. Если такое положение дел будет иметь место, то произойдет многократное повторение всего данного ряда событий. Цепь оказывается замкнутой, превращается в «кольцо причинения», которое. Однажды появившись, затем становится причиной самого себя. Это и есть органическая система.
Системой такой объект является потому, что представляет собой такую совокупность элементов (отдельных «звеньев кольца»), свойства которой не являются суммой свойств ее элементов, то есть эти элементы связаны между собой таким образом, что образуют особое качество, их совокупность выступает по отношению к внешнему миру как целое, обладает свойством целостности. Здесь надо выяснить соотношение представлений об органических системах, на которые мы опираемся, с системным подходом. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход не представляет собой одной теории. Это совокупность подходов, различающихся в зависимости от того, какой предмет, с точки зрения какой дисциплины и с какой целью исследуется. Следовательно, органические системы могут исследоваться методами различных вариантов системного подхода, при этом могут быть получены результаты как общенаучного и даже философского, так и частного значения. Мы не ставим себе задачу всесторонне реализовывать в данной работе системный подход, а ограничиваемся только философским подходом, и не в полном его объеме, а лишь введением понятия органической системы.
Описанные выше свойства характеризуют не только органическую, но и любую другую систему. Органической система является потому, что обладает способностью к самовоспроизведению. Ее самовоспроизведение есть процесс ее самодетерминации, при этом каждый из составляющих ее элементов является моментом ее самодетерминации, в котором он играет определенную роль, выполняет свою функцию по отношению к системе в целом.
Все описанные свойства характеризуют органическую систему с точки зрения ее способности к самовоспроизведению. Однако органическая система не просто воспроизводит себя в неизменном виде, ее отношение к внешней среде, взятое не как однократный акт круговорота, а как многократный, представляет собой уже не просто круговорот, а рефлексивную деятельность органической системы: когда в цепи событий А – В – С следствие передает свое содержание вновь подключенному объекту С, в этом нет никакой «хитрости». «Хитростью» будет такой случай, который создает специфические условия, обеспечивающие наименее вероятный ход событий, при котором следствие В передает свое содержание породившей его причине А. Тем не менее, такой исход в передаче следствием своего качества определенному акцептору именно породившей его причины является наиболее перспективным для самообновляющегося начала, выступающего то в качестве донора-зачинателя, то в качестве акцептора инициированной им самим деятельности. Акт передачи некоторого содержания, некоторого качества от причины А к следствию В как раз и есть акт полагания. Поскольку ресурсы полагающего начала и его контрагента в следствии В либо суммируются, либо интегрируются, возвращение достигнутого результата к исходному пункту всего движения и будет означать саморазвитие последнего.
Вновь пускаемый в дело результат выступает как предпосылка самообновления, саморазвития полагающего начала А. надо отметить, что термин «деятельность» применительно к любой органической системе не означает, что любой органической системе приписываются характеристики человеческой деятельности. Деятельностью в данном случае называется специфический способ отношения органической системы к среде.
Отношение органической системы к внешней среде с необходимостью является рефлексивным: ведь, во-первых, деятельность органической системы происходит в определенной среде и поэтому не может не отражать в той или иной форме свойств этой среды; во-вторых, сам процесс деятельности органической системы производит в среде соответствующие изменения, которые сказываются на последующих актах взаимодействия органической системы со средой. Производимые органической системой изменения среды вызывают изменения условий деятельности органической системы, тем самым – характера ее деятельности, что затем приводит к более или менее глубоким преобразованиям структуры органической системы, вплоть до ее качественного преобразования – перехода в другую органическую систему или угасания («суженного воспроизводства») ее рефлексивной деятельности.
Рефлексивный характер движения органической системы определяет ее структуру. Структура органической системы такова, что, во-первых, дает ей возможность поддерживать свое существование в данной конкретной среде, а во-вторых, изменяться и для оптимизации функционирования в данной среде, и для сохранения системы при изменении среды. Изменение означает – в случае прогрессивного развития – усложнение структуры системы и, соответственно, увеличение ее устойчивости и разнообразия ее реакций на внешние воздействия.
Необходимо также уточнить, что понимается по переходом органической системы в другую органическую систему, почему следует считать некоторые преобразования органической системы концом е существования и появлением новой органической системы, в чем различие между такими и всеми другими преобразованиями подобных систем.
Дело в том, что конкретная система определенным конкретным образом относится к среде, имеет конкретный способ существования, то есть определенные законы движения, определенную структуру. Источником активности органической системы органической системы по отношению к среде является внутреннее противоречие органической системы, специфи-ческое в каждом конкретном случае, неразрывно связанное со структурой данной органической системы. Именно этот специфический способ существования конкретной органической системы и является мерой е изменения. Если структурно-функциональные перестройки органической системы не приводят к изменению способа ее существования в целом, прежде всего ее внутреннего противоречия, определяющего характер деятельности данной органической системы, а изменяются лишь детали, то имеет место ее развитие; если же способ существования органической системы изменяется, то происходит превращение данной органической системы в другую систему, наступает конец данной органической системы.
Далее следует выяснить, как именно происходит переход от одной системы к другой. Причиной гибели органической системы является развитие ее внутреннего противоречия. В самом деле, источником активности органи-ческой системы по отношению к среде и. соответственно, ее структурных и функциональных изменений служит внутреннее противоречие органической системы. В результате каждого преобразования, по сути дела – в результате каждого акта самополагания, это противоречие принимает новую форму, в случае усложнения ее структуры – дифференцируется. При этом в начале существования, а точнее, в исходном пункте истории органической системы, ее противоречие существует в наиболее простом, непосредственном, чистом виде. Этот момент – момент возникновения органической системы. Затем она проходит процесс становления, когда существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. Применительно к органической системе это означает, что вновь возникшее «кольцо причинения», которое можно назвать зародышем органической системы, в процессе своей рефлексивной деятельности овладевает своими предпосылками: то, что в момент возникновения органической системы существовало до и независимо от нее, в процессе ее рефлексивной деятельности начинает воспроизводиться самой органической системой.
Органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Так органическая система овладевает своими предпосылками, причем происходит изменение самих этих предпосылок по форме, иногда до такой степени, что новая форма скрывает историю их возникновения, они входят в состав органической системы в превращенной форме. На этом основано различение исторических и действительных предпосылок органической системы. С точки зрения такого различия процесс становления представляет собой превращение исторических предпосылок органической системы в действительные предпосылки.
На этапе становления органической системы происходит, следовательно, разделение условий существования и ее предпосылок: органическая система способна овладеть не всеми необходимыми ей факторами; те из них, которые на любом этапе ее истории остаются независимыми от ее рефлексивной деятельности, составляют совокупность условий ее существования; те же, которыми она овладевает, - ее предпосылки. Когда такое разделение прои-зошло, органическая система достигла зрелости, превратилась из формальной органической системы, какой она была на этапе становления, в реальную. Можно выделить и третий этап развития органической системы – полную органическую систему, в которой имеет место овладение предпосылками.
Становление органической системы есть процесс ее структурирования: во-первых, усложнения ее структуры, и во-вторых, изменения ее структуры, то есть свертывания некоторых ее органов до элементов органов, вновь возникающих; появления новых органов; развертывания органов во мно-жество новых. Таким образом, по мере становления органической системы ее первоначальная, исходная структура дифференцируется на все большее количество опосредствующих элементов и отношений. Поэтому в развитом состоянии органической системы ее исходная схема-сущность непосредст-венно не видна, и ее познание требует создания теории.
Затем следует стадия зрелости органической системы. На этой стадии развитие идет по пути ее внутренней дифференциации, опосредствующей основное противоречие данной органической системы все большим количеством внутренних отношений между ее органами. Основное же противоречие органической системы существует на уровне данной системы в целом. Таким образом, развитие органической системы – это развитие ее основного противоречия. Это противоречие разрешается постоянно в процессе рефлексивной деятельности органической системы, но этой же самой рефлексивной деятельностью оно и воспроизводится так же постоянно. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что может наступить конец органической системы: в результате ее развития в ней может образоваться такой орган, который будет препятствовать воспроизводству всего организма. Так развившееся противоречие уничтожит данную органическую систему. Однако, этот вывод весьма абстрактен и нуждается в конкретизации.
Как было сказано выше, гибель органической системы может быть превращением ее либо в нечто неорганическое, либо в другую органическую систему. В первом случае дело обстоит относительно просто, но крайней мере при условии, что мы ограничимся изложенным выше представлением об органической системе: чрезмерное развитие либо наоборот, снижение функции того или иного органа приводит систему в состояние суженного воспроизводства и в конце концов – к угасанию. Но если мы хотим понять, как конец старой органической системы может быть началом новой, этих представлений оказывается недостаточно.
По-видимому, превращение старой органической системы в новую имеет место не всегда, а лишь при определенных обстоятельствах. Структура разрушающейся, изжившей себя органической системы должна быть такой, чтобы было возможным последующее развитие событий. Некоторые или хотя бы один из органов органической системы должны быть достаточно сложными, чтобы послужить основой для формирования новой органической системы, а именно – этот орган должен быть органической системой. До тех пор, пока возможности развития старой органической системы не исчерпаны, рефлексивная деятельность органа – зародыша новой органической системы ограничивается свойствами старой органической системы. Когда же целост-ность старой органической системы разрушается, орган-зародыш получает возможность подчинить функционирование других органов старой системы своей рефлексивной деятельности, превратить их из условий своего сущее-ствования в свои предпосылки, то есть создать новую органическую систему.
Важно подчеркнуть, что не любой орган может стать зародышем новой органической системы, а только тот, который сам обладает органическими свойствами, имеет собственный источник активности – специфическое противоречие.
В биосфере мы видим многоуровневую иерархию органических систем. Все эти системы включены в биосферу как ее органы. Для того, чтобы осмыслить их соотношение с биосферой с точки зрения представлений об органической системе, необходимо это эмпирически известное положение дел осмыслить: «встроить» соответствующую логическую конструкцию в понятие органической системы.
Как мы показали, органы органической системы могут в свою очередь быть органическими системами. Это приводит к необходимости выяснить соотношение их с органической системой, в которой они состоят. Нам представляется, что необходимо дополнить представление об органической системе введением двух новых понятий: «полная органическая система» и «неполная органическая система». Те свойства органических систем, о которых мы говорили, характеризуют любую органическую систему, как полную, так и неполную. Наряду с этим каждый из двух типов органических систем обладает и специфическими свойствами, которые необходимо принимать во внимание.
Элементы органической системы являются ее органами. Однако мы считаем, что это общепринятое понимание органа является слишком общим. Необходимо различать два типа органов: органы в собственном смысле и предпосылки. Далее органами называются только первые.
Органы – это такие 7наборы элементов, которые являются специфическими для данной органической системы, порождаются ею в процессе развития. Предпосылки – это такие элементы, которые сущест-вовали до появления данной органической системы, и в период ее становления были ею освоены. Особенность полной органической системы заключается в том, что она имеет как органы, так и предпосылки. примером полной органической системы может служить биосфера Земли: органами ее являются живые существа и их системы (биота), а предпосылками – минеральные элементы биосферы (кислород, углекислый газ, вода и др.). Предпосылки служат опосредствующим звеном в отношениях органов.
Полная органическая система по своей природе не предполагает рядоположенных ей органических систем, она предполагает внешнюю среду, но вовсе не обязательно органическую. Условия этой среды являются фак-торами, обеспечивающими ее существование, будучи сами по себе безраз-личными по отношению к ней. Поэтому в общем виде полную органическую систему можно определить как такую органическую систему, которая существует в неорганической среде, все предпосылки которой не являются предпосылками или условиями каких-либо внешних по отношению к ней органических систем, а являются только ее предпосылками, а условия ее существования однозначно отличаются от ее предпосылок.
Таким образом, полная органическая система состоит из системы органов и предпосылок.
Неполная органическая система – это такая система, которая имеет только органы, то есть состоит только из органического ядра, что и дает основание называть ее неполной. Но есть и более важная причина для такого названия и, что гораздо важнее, для определения ее как неполной, незавершенной по существу. Как было сказано выше, становление органической системы заключается в том, что неразвитая органическая система овладевает своими предпосылками. С точки зрения понятий полной и неполной органической системы, процесс становления органической системы оказывается процессом перерастания неполной органической системы в полную. Это значит, что органическая система начинает свое существование как полная, и в силу самого способа своего существования – рефлексивной деятельности – разрастается в полную органическую систему. Следовательно, неполная органическая система имеет тенденцию развиваться в полную. Она может рассматриваться как зародыш полной органической системы, а полная органическая система, следовательно, есть развитая органическая система, овладевшая своими предпосылками.
В ходе своей истории органическая система внутренне дифференцируется, развивает все более сложную совокупность органов, часть этих органов и систем может развиваться (и фактически развивается – пример - биосфера) до степени неполных органических систем, которые организуются во многоуровневую иерархическую структуру.
Так как эти органические системы включены в полную органическую систему в качестве ее органов, то их рефлексивная деятельность подчинена рефлексивной деятельности полной органической системы в качестве ее моментов, а отношения между этими ее элементами, которые можно назвать органическими органами, опосредствуют основное противоречие полной органической системы и порождаются им. Поэтому такие неполные органические системы, включенные в полную органическую систему, и могут развиваться в полные.
Однако их собственная рефлексивная деятельность толкает их к перерастанию в полные органические системы, и это создает возможность того, что при благоприятных условиях, а именно тогда, когда рефлексивная деятельность полной органической системы по какой-либо причине будет нарушена, одна из неполных органических систем сумеет подчинить все остальные органы старой органической системы, превратить их в свои органы. Это возможно потому, что между любой неполной органической системой и другими органами старой органической системы существует взаимосвязь, причем такого рода, что для каждой неполной органической системы не существует различие условий и предпосылок: с одной стороны ресурсы, потребляемые неполной органической системой, не воспроизводятся ею и в этом отношении могут рассматриваться как условия, а с другой стороны, хотя сама данная неполная органическая система их не создает, но ее деятельность служит предпосылкой их создания в масштабе полной органической системы. А это именно такая ситуация, которая характерна для этапа становления органической системы, то есть ее развития в полную органическую систему.
Таким образом, для того, чтобы события стали развиваться в таком направлении, необходимо, чтобы рефлексивная деятельность полной органической системы была чем-то нарушена. Причиной может послужить какое-либо внешнее воздействие на органическую систему, которое, разумеется, никогда не исключено. Но именно потому, что такое воздействие является внешним по отношению к органической системе, оно не может считаться закономерностью развития самой органической системы. Закономерным является только то, что порождается самой органической системой, а внутренняя причина «сбоя» - это такое положение дел, когда какой-либо орган препятствует рефлексивной деятельности, когда его функция каким-то образом искажена. Таких случаев может быть два.
Первый вариант – это количественное изменение того или иного органа, что приводит к изменению всего процесса движения органической системы либо непосредственно, само по себе, либо через изменение условий существования полной органической системы. Примером может служить накопление кислорода в атмосфере (это может привести к охлаждению поверхности Земли, к оледенению и к гибели биосферы).
Надо отметить, что этот вариант развития хотя и является «концом» органической системы в буквальном смысле, все же не соответствует пониманию «конца» старой органической системы как начала новой, то есть понимание «конца» как момента развития, потому что, во-первых, такой «конец» является не внутренней необходимостью для органической системы, а вызывается побочным результатом ее рефлексивной деятельности, а во-вторых, развитие органической системы при этом не происходит, она просто прекращает свое существование, превращается в нечто неорганическое, то есть при этом совершается не прогресс, а регресс.
Второй вариант – это развитие одного из органических органов (неполных органических систем), когда он из неполной органической системы становится полной, то есть начинает овладевать своими предпосылками (мы подчеркиваем употребление терминов «становится» и «начинает овладевать», а не «стала» и «овладела», так как на этом этапе новая органическая система еще не включена в старую). Тогда возникает противоречие: будучи полной органической системой, новая органическая система не может быть органом какой-либо другой органической системы, но в то же время она не может существовать помимо старой органической системы, рефлексивная деятельность которой необходима для воспроизводства тех органов, которыми новая органическая система еще не овладела, которые служат условиями-предпосылками новой органической системы. Новая органическая система, становясь полной, еще продолжает некоторое время оставаться органом старой полной органической системы.
Это противоречие может разрешиться двумя путями:
1) старая органическая система сохранит свою деятельность, уничтожив орган-зародыш;
2) новая органическая система завершит свое становление, разрушив тем самым старую органическую систему, превратив ее предпосылки в свои, изменив способ ее рефлексивной деятельности.
К этому можно добавить еще и такую ситуацию, когда старая органическая система сумеет заблокировать на какое-то время развитие новой органической системы. Но это не разрешение противоречия, а только замедление темпа развития.
Однако первый вариант разрешения противоречия между старой и новой полными органическими системами не может быть путем проявления новых органических систем. Если на каком-то этапе своей истории полная органическая система породила такое противоречие, пришла в состояние кризиса, то такое противоречие является необходимым результатом ее истории. Следовательно, если даже в силу каких-либо конкретных причин этот результат будет уничтожен, то он с необходимостью будет продолжаться до тех пор, пока не наступит конец старой органической системы, пока она не придет к этапу ее превращения в новую полную органическую систему. То есть органическая система в силу способа е существования – рефлексивной деятельности – развивается, что с необходимостью ведет к ее самоунич-тожению либо путем нарушения условий собственного существования, либо путем превращения в другую органическую систему.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в силу самой природы органической системы наступает ее конец. Это значит, что при исследовании органической системы необходимо, во-первых, проследить ее движение от ее зарождения до самоотрицания, а во-вторых, следует считать высшей, но не единственной, формой самоуничтожения органической системы не просто прекращение ее существования, превращения в неорганическое, а превращение ее в другую органическую систему, так как это происходит не в силу обратного воздействия на нее побочных результатов ее рефлексивной деятельности, а в силу внутренней необходимости органической системы.
Надо отметить, что представление об органической системе встречает следующие воззрения. Если характерной чертой органической системы является самополагание, то ее развитие не выходит за пределы самой же системы, то есть оказывается в принципе невозможным. Если же принять, что органическая система порождает свое отрицание – новую целостность, то пока эта целостность не сложилась и функционирует на неспецифической основе, то такая система должна разрушиться раньше, чем возникнет ее отрицание. Поэтому органическая система, будучи самодостаточной, должна в конце концов прекратить свое саморазвитие. Но это также невозможно, так как организм, достигнув своего зрелого состояния, не может в нем остаться, а разрушается. Из этого следует вывод о том, что целостность является не источником развития, а его условием и предпосылкой. Поскольку органи-ческая система полностью детерминирует развитие во всех своих частях на всех уровнях организации, то ее структура оказывается статичной, то есть развития не происходит.
Из такого рассуждения вытекает вывод, что понятие органической системы не может быть использовано для познания процессов развития. Мы считаем эти возражения неубедительными в силу следующих соображений:
1. Органическая система действительно порождает свое отрицание, но при этом не наступает какого-либо «неспецифического» состояния – преоб-разование старой органической системы в новую происходит скачкообразно. Предпосылки для этого складываются в рамках старой органической системы. Как именно это происходит, было показано выше, когда рассматривался кризис органической системы.
2. Органическая система не является абсолютно самодостаточной. Она существует в определенных условиях среды, взаимодействует с этой средой, и уже это взаимодействие исключает возможность ее развития. Кроме того, ее органы – неполные органические системы, в свою очередь обладая самодвижением, создают внутренний источник движения и развития системы. Иначе говоря, поскольку способом существования органической системы является рефлексивная деятельность, органическая система не может не развиваться именно потому, что ее движение рефлексивно.
3. По этой же причине следует отвергнуть утверждение о статич-ности структуры органической системы. Такая система в целом действительно детерминирует развитие всех своих частей на всех уровнях, но это достигается через посредство самодвижения неполных органических систем. Таким образом, эта детерминация постоянно чревата самоотрицанием.
4. Пример с организмом нельзя признать удачным, так как отдельное живое существо не является даже неполной органической системой, оно – квазиорганическая система.
В этой связи следует отметить еще два момента в рамках представлений о сложных системах:
1) степень организованности сложных систем ниже степени их слож-ности, то есть не все свойства и функции частей интегрированы в свойства и функции сложных систем в целом;
2) неясны, размыты границы между сложной системой и ее средой, неясно само понятие среды.
В этих случаях сложная система просто не могла бы существовать как система, то есть как единое целое, а существовала бы только идеально, как результат более или менее произвольного мысленного соединения различных элементов.
Понятие органической системы. По нашему мнению, свободно от таких трудностей. Органический характер системы исключает существование неинтегрированных свойств и функций, и это четко отделяет органическую систему от среды.
Целостность органической системы действительно не источник ее развития, а предпосылка. Источником ее развития являются противоречия:
- внутреннее – между целостностью системы и тенденцией неполных органических систем превращаться в полные;
- внешнее – между тенденцией органических систем к неограниченному поглощению ресурсов и их ограниченностью в среде, иначе – между органи-ческой системой и средой.
В целом можно сделать вывод, что органические системы – частный случай сложных систем.
Системы, рассматриваемые в синергетике, характеризуются нелинейностью, диссипативностью, открытостью. Понятие пусковой причинности характеризует органическую систему в аспекте открытости. Такие ее характеристики, как сложность, иерархическая организация, наличие подсистем, органов, предпосылок, полнота, неполнота и сверхполнота – проявления нелинейного характера органической системы. Диссипативность проявляется как предзаданность, или финальность, то есть развитие органической системы к самоотрицанию. Ее самоотрицание в виде новой органической системы является, таким образом, аттрактором органической системы. Как показали Н. Н. Моисеев и его сотрудники на материале биосферы, системы органического типа могут быть представлены в форме математических моделей, обладающих некоторыми прогностическими возможностями. Это доказывает методологическую эффективность понятия органической системы.
Особенности детерминации в органических системах заключаются в их детерминированности прошлым, настоящим и будущим. Системы такого типа детерминированы из прошлого, так как они являются результатом тех причин, которые сложились в «кольцо причинения», и условий, при которых это стало возможно. например, появление первых биологических объектов (какими бы они ни были) стало результатом предбиологической эволюции в условиях Земли соответствующего времени.
Детерминация из настоящего осуществляется тремя способами:
1) самодетерминация органической системы за счет ее циклического движения, например, синтез, преобразование и деструкция органического вещества;
2) детерминация через рефлексивное движение органической системы, рефлексирующей внешнюю среду, например, сам факт существова-ния биосферы и ее конкретное состояние в определенное время обусловлены внебиологическими условиями – излучением Солнца, свойствами Земли как планеты и т.п.;
3) саморефлексия органической системы, осуществляемая по отношению к ее предпосылкам, то есть к продуктам прежних циклов жизне-деятельности данной системы, например, состав биоты связан с химическим составом гидросферы, литосферы и атмосферы, которые являются продуктами предшествующей жизнедеятельности биосферы.
Детерминация из будущего связана, во-первых, с существованием направленности развития органической системы к ее самоотрицанию и к порождению новой органической системы, и, во-вторых, с существованием телеономических связей в органической системе, выявляемых объяснениями типа «это нужно для того, чтобы…». Это приводит к парадоксальной мысли, что жизнедеятельность родителей детерминирована детьми, а биосфера детерминирована обществом. Мы не настаиваем на том, что этот тип детерминации реально существует, а лишь выдвигаем такую гипотезу.
По нашему мнению, социальные системы, состоящие из элементов, обладающих субъективностью (отдельных людей и сообществ разных масштабов), имеют специфический способ самоотношения и самоорганизации, не отражаемый ни диалектическим, ни системным, ни синергетическим подходами. Этот способ – мышление в форме антиномии. Антиномии считаются обычно либо следствием логических ошибок, либо проявлением конкуренции между различными научными или философскими теориями. Антиномии, понимаемые таким образом, преодолеваются в ходе познания. Диалектическое противоречие может рассматриваться как частный случай антиномии. Мы не возражаем против такого понимания антиномии, но в дополнение предлагаем еще один подход. Он связан с идеей «до-логиче-ского» мышления.
По-видимому, исходным или базовым уровнем мышления является именно мышление в форме антиномии как пары взаимоотрицающих и взаимо-полагающих регулятивов поведения и мышления, присущих и архаичным, и традиционным, и «современным» обществам. Примерами таких антино-мичных пар могут быть «религиозность/безрелигиозность», «вражда/сотруд-ничество», «забота/гнев» и тому подобные. В отличие от диалектического противоречия они не разрешаются, не снимаются, а сохраняются в неизмен-ном виде как нормы нерасчлененного мышления и действия.
В отличие от бинарной оппозиции (день-ночь, сырое-вареное и т.п.), антиномия не расчленяется на противоположности, в является единым целым. Эту особенность антиномий можно назвать недискурсивной амби-валентностью (в отличие от амбивалентности дискурсивной, характерной для философского мышления и – в простейшем виде – для бинарной оппозиции).
Можно предполагать, что антиномия, понимаемая таким образом, является основной формой самосознания любого субъекта – от личности, до человечества. Поэтому познание социальных систем невозможно без рефлексии над антиномичностью как их существенным свойством.
Формы мышления о социальной реальности
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-08-11 08:48:50
Страница: 1